Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Учебные кабинеты
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 9 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
- Кабинет химии и биологии. В кабинете проводятся практические и лабораторные работы по основным разделам химии и биологии.
Для проведения практических работ по химии имеются лаборантская, приборы, реактивы, аудиовизуальные средства, печатные объекты, комплект демонстрационного оборудования для проведения лабораторных работ.
Для проведения практических работ по биологии: гербарии растений, модели грибов, модели овощей и фруктов, модели цветов покрытосеменных растений, влажные препараты, барельефные таблицы, микроскопы световые и цифровые, микропрепараты.
Автоматизированное место учителя (проектор, ноутбук, телевизор).
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатория физики, химии и класс технологии
- Комбинированная мастерская (для девочек и мальчиков). Объект предназначен для проведения практических работ формирующих представления о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Оборудован швейными машинами, доской гладильной, столом для раскроя, верстаками, дидактическим материалом, автоматизированным местом учителя (проектор, нойтбук, экран).
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Для занятий физической культурой в МБОУ «Сеневская ООШ №21» имеются следующие возможности:
- гимнастический (актовый) зал на втором этаже школы длиной 11,5 м, шириной 4,5 м и высотой 4 м.; имеется шведская стенка, гимнастические скамьи, маты, гимнастическое бревно, козел, перекладины для разного возраста, канат, мячи медицинболы, в скакалки, гимнастические палки, кегли, гимнастические скамейки, маты и другой спортивный инвентарь.
- спортивная площадка на территории пришкольного участка площадью 3000 кв. м., на которой обучающиеся могут в тёплое время года играть в футбол, волейбол, пионербол, другие подвижные игры, проводить спортивные соревнования; так же на площадке расположены турники, брусья, яма для прыжков в длину. В зимнее время по территории площадке и прилегающей к ней территории проложена лыжня.
Средства обучения и воспитания
Организацию медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников) МБОУ «Сеневская СОШ №21» осуществляют сотрудники государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирёва»
Спортивно-оздоровительная деятельность школы представлена уроками физической культуры, спортивными кружками в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности, организацией и проведением спортивных праздников, соревнований.
С целью укрепления здоровья детей в школе разработаны и реализуются программы:
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- Программа по формированию культуры здорового питания.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 50 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; несколько помещений для школьных кружков.
Условия охраны здоровья обучающихся
УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ Сеневская ООШ №21
Одной из задач школы является создание здоровьесберегающей среды и охрана здоровья учащихся.
Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Для создания нормальных условий охраны здоровья учащихся и соблюдения санитарного законодательства СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и улучшению условий труда в школе проводится ряд мероприятий.
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляют сотрудники государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирёва». Медицинского работника в штате школы нет. организацию питания учащихся:
Имеется помещение столовой для питания учащихся.
Организация качественного горячего питания учащихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Учащиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
· соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
· обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
· восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
· технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
· соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул:
При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.
В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности. Учет индивидуальных особенностей развития учащихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ОФП, индивидуально-групповых занятий, консультаций по предметам. В школе организовано по необходимости обучение на дому по индивидуальному учебному плану по медицинским показаниям.
Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся 3 урока физкультуры. При соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице, в зимний период ведутся занятия по лыжной подготовке.
Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда:
Школа организовывает взаимодействие с организациями по физической культуре и спорту
В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.
Классными руководителями регулярно ведется работа с учащимися по здоровьесбережению:
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом:
Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, объединения дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей.
В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения:
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, аналогов и других одурманивающих веществ:
Наличие безопасной поддерживающей среды в школе: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике психоактивных веществ. В школе реализуются программы: «Разговор о правильном питании», «Здоровье». А так же в школе проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушнотепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.
Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний.
В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с учащимися: преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед.
Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Отслеживание динамики показателей здоровья учащихся, включение этих сведений в ежегодный отчет.
Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей комплексностью и системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Учителя химии, физики, биологии, информатики, физкультуры, технологии, ОБЖ включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи. Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися.
Основная мера предупреждения травм в школе - это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности.
Вопросы об условиях охраны здоровья, учащихся рассматриваются на совещании при директоре, производственных совещаниях, родительских собраниях. Для оказания доврачебной медицинской помощи учащимся в школе функционирует медицинский кабинет.
Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); • культуру физическую,
- культуру психологическую,
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной
среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сущность здоровьесберегающего урока:
-
- обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
-
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие /отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: 7-10 мин.).
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
- Чередование видов преподавания (норма: через 10-15 мин)
- Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих обучающихся.
- Место и длительность применения технических средств обучения.
- Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие внешней мотивации деятельности обучающихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик».
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
- Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе).
Темп окончания урока:
-
- «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарий домашнего задания;
- спокойное завершение урока;
- задерживание обучающихся после звонка.
Разрушительно воздействуют на состояние здоровья школьников:
-
- Стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся.
- Недостаток физической активности учащихся.
- Отсутствие индивидуального подхода в обучении.
- Несоблюдение гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.
- Недостаточный уровень психологических знаний педагогов.
- Низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
-
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; - для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков; - для обучающихся 7 - 9-х классов - не более 7 уроков.
Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественноматематического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 9-х классов на 2 - 4-м уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, кабинеты администрации, психологов, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 9 компьютеров и 24 ноутбука. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке (с 09:00 до 17:00, выходные: суббота, воскресенье).
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБОУ Сеневская ООШ №21 ООО «Ростелеком».
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернет
- 32 персональных компьютера (в том числе и ноутбуков), среди которых 21 имеют контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 30, учительских –2
- Мультимедийных проекторов – 8
- Лазерных принтеров – 1
- МФУ – 6 (из них – 2 цветных лазерных)
- Интерактивных досок – 4
- Интерактивных приставок – 4
- Документ камер – 1
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Сеневская ООШ №21"
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Для таких обучающихся в школе разработаны Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования и Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования. Разработаны адаптированные рабочие программы по всем предметам.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение КЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Сеневская ООШ №21» не имеется.
Конструктивные особенности здания МБОУ «Сеневская ООШ №21» не обеспечивают беспрепятственного доступа в здания образовательной организации лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с этим нет возможности для создания специальных условий питания.
Организацию медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников МБОУ «Сеневская ООШ №21» осуществляют сотрудники государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирёва». Медицинского работника в штате школы нет. Для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в целях обеспечения эффективности работы с детьми со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями школе действуетпсихолого педагогический консилиум.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети инвалиды имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе не имеется.
Общежития и интерната МБОУ «Сеневская ООШ №21» не имеет.